mishka_dobro (mishka_dobro) wrote,
mishka_dobro
mishka_dobro

Для интересующихся материалами конференции

Если Вы педагог или по каким-то другим причинам Вам кажется близкой тема воспитания нравственности
то, возможно, вам будет интересно прочитать статью,
написанную нашим педагогом-психологом и школьным руководителем проекта Камышевой Ж.В. для конференции в РУДН



А ЕСЛИ УМНОЖИТЬ ДОБРО…
Ж.В. Камышева
Россия, Москва, ГБОУ СОШ № 1359
Рассмотрение вопросов формирования нравственности подрастающего поколения через призму благотворительной деятельности. Анализируются направления благотворительной деятельности на уровне детских общеобразовательных организаций. История развития детского благотворительного проекта в ГБОУ СОШ № 1359 г. Москва «А если умножить добро».
Consideration issues of formation of morality of the younger generation through charity. Ways of charity analisis in school organizations level. The history of development children charity project in school №1359, «If we multiply kindness».
Ключевые слова: нравственное воспитание, нравственное развитие, детское сообщество, благотворительность, благотворительный проект, социальный проект.
Key words: moral education, moral development, children community, charity, charity project, social project.
В современном мире есть место доброте. Об этом часто забывают, порой она бывает не модной, не востребованной, но она есть. В воспитании подрастающего поколения в настоящее время чаще ориентируются на развитие качеств успешного прагматика. Последствия формирования у общества потребительского мышления проявляются в том, что молодое поколение стремится к знаниям и навыкам, которые обеспечивают деловой, сиюминутный успех, процветание в жизни не в отдаленной перспективе, а здесь и сейчас. Молодежь склонна считать, что сегодня нравственно все то, что приносит доход. Вне поля зрения остаются такие простые человеческие качества как милосердие, сострадание, доброта. Поколение технического и информационного прогресса порой не готово, не в виртуальном пространстве, а в реальной жизни увидеть боль и страдание человека, прийти на помощь тому, кто нуждается в поддержке. Поэтому воспитание и развитие нравственных качеств у подрастающего поколения является необходимым составляющим звеном процесса воспитания в целом.
Конечно, основным фундаментом, стартовой площадкой для формирования у ребенка нравственных ценностей является семья, где он черпает жизненные ориентиры и закладывает свое мировоззрение. Но идя по пути социализации, вступая во взрослую жизнь уже в качестве ученика, ребенок продолжает развиваться и совершенствоваться, в том числе и нравственно. В школьном возрасте на подрастающую личность оказывает воздействие множество факторов. Эти источники ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. Отсюда следует, что образовательная среда, в которой находится ребенок, также оказывает существенное влияние на развитие нравственной сферы подрастающей личности. Современная школа имеет широкое поле возможностей для реализации поставленных целей и задач в воспитании личности ребенка. Благодаря богатым информационным ресурсам, колоссальному накопленному педагогическому опыту, доступности различных социокультурных сред, педагог имеет все необходимые инструменты для передачи и трансляции нравственных ценностей, для развития детских душ. Основной вопрос заключается в желании идти по дороге «развития нравственной личности».
Еще В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». Он говорил: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать» [5,120]. О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения, потребности, когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляют сущность нравственного воспитания.
Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [5,170].
Чем больше образцов нравственного поведения мы продемонстрируем нашим детям, тем чаще мы увидим в них проявление достоинства, благородства, понимания. Таким образом, предоставляя ребенку возможность наглядно, на своем опыте, и взрослом примере, проявлять свои лучшие качества в отношении себя и окружающих, демонстрировать готовность воспринимать и впитывать лучшие образцы нравственных ценностей, все это способствует формированию человека с большой буквы, достойного гражданина свободного общества.
Каким образом необходимо двигаться в направлении формирования и развития нравственности молодого поколения? Как уже было сказано выше, через пример, через приобщение детей к различным формам нравственного поведения. Одной из таких форм является развитие детских благотворительных движений. Рассмотрим данную форму на примере детского благотворительного проекта «А если умножить добро», осуществляемого ученицей 4 «А» класса Фоминой Анастасией в ГБОУ СОШ № 1359 г. Москвы.
Прежде чем говорить о самом проекте «А если умножить добро», немного остановимся на основных взглядах и подходах в определении «благотворительность».
Благотворительность (филантропия; от греч. φιλία — любовь и δνυρωπος — человек) — деятельность, посредством которой обладатели частных ресурсов добровольно и безвозмездно распределяют их в целях содействия нуждающимся людям, решения социальных проблем, а также усовершенствования условий общественной жизни (). Благотворительность – это социально ориентированная, добровольная, бескорыстная деятельность, в основе которой лежат нравственные ценности альтруизма, коллективизма и сострадания. Она носит организованный, по преимуществу безличный характер, имеет в виду общественно значимые цели. Благотворительность осуществляется по плану, по специально разработанным программам. Направленная на общее благо, благотворительность представляет собой деятельность: цели которой выходят за рамки интересов семьи и непосредственных друзей; которая не предпринимается с намерением получения прибыли или по административному распоряжению. Посредством благотворительности выполняются две важные социальные функции: во-первых, сохранения и воспроизводства общества и, во-вторых, развития общества. В благотворительной деятельности, как правило, задействованы взрослые люди, но в настоящее время все большее распространение получают детские благотворительные акции и движения. Опираясь, в своей основе, на гуманистические принципы, благотворительность получает все большее распространение и охватывает различные сферы социальной жизни. Поэтому, развитие благотворительных движений в образовательных организациях будет способствовать нравственному развитию и воспитанию детей и подростков.
Работа над социальным проектом «А если умножить добро» в ГБОУ СОШ № 1359 началась 2 года назад, ученицей тогда еще 2 «А» класса Фоминой Анастасией, под руководством классного руководителя А.Н. Завершневой. В основу проекта легла история игрушечного мишки Насти, который потерялся в Греции, когда девочка с родителями отдыхала там. И благодаря бескорыстной помощи добрых людей мишка вернулся к Насте уже в Москву. Поэтому игрушечный мишка стал символом проекта, эстафетной палочкой добрых дел. Настя со своими одноклассниками поставила перед собой ряд вопросов, на которые отвечает в ходе реализации проекта. Одна из проблем, поднятой в процессе воплощения проекта в жизнь, заключается в том, что традиции благотворительности среди детей в России в настоящее время не распространены достаточно широко. Главная цель проекта – узнать, что такое благотворительность и милосердие, помочь детям понять, что и они могут творить добро.
Конечно, дети не могут заниматься благотворительностью напрямую, самостоятельно, но при помощи и поддержке взрослых, они занимают инициативную позицию в данном вопросе. Именно так и произошло с проектом «А если умножить добро». Настя Фомина со своей мамой открыла страничку в интернет-пространстве, в «Живом Журнале», где активно освещает все новости проекта. Свою деятельность девочка, под руководством своего учителя, начала с того, что познакомилась с благотворительными фондами, подружилась с их координаторами. На данный момент проект взаимодействует с фондами: «Подари жизнь», «Созидание», «Галчонок», «Виктория», «Русская береза», «Старость в радость», «Как помочь.ру», «Волонтеры в помощь детям-сиротам». Там она узнает, кто нуждается в помощи. Информацию о том, где необходима срочная помощь, участники проекта узнают с помощью виртуального атласа помощи «Виртуальная рында» в интернете.
Свою деятельность, по оказанию благотворительной помощи нуждающимся, Настя назвала «Эстафетой добрых дел». В рамках проекта в школе № 1359 прошли акции по сбору подарков для детей, находящихся на лечении в онкологическом центре во Владимирской области, для детей с заболеваниями центральной нервной системы, для людей старшего поколения, проживающих в домах-интернатах, в Красноборский детский дом Архангельской области, в Реабилитационный центр «Незабудка», «Дом милосердия» в Тульской области, для малоимущих и малообеспеченных семей в Омской, Брянской, Ярославской, Калужской, Костромской областях, Удмуртии. Были открыты сборы помощи «Коробки смелости» для детей, которые проходят долгое и тяжелое лечение в Центре Детской Гематологи в г. Москве. Был организован сбор помощи для детей-инвалидов Краснодонского детского дома (Луганской области, Украина).
Настя вместе с одноклассниками и другими учащимися ГБОУ СОШ № 1359 провели акции «Станем помощниками Деда Мороза», «30 незабытых дней рождения», «Из добрых рук» - сбор книг для сельских библиотек, сбор дисков с мультфильмами и детскими фильмами для ФНКЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева, «Сбор подарков ветеранам к Дню Победы» и многие другие.
Постепенно проект вышел за рамки школы и получил активную поддержку многих заинтересованных детей и взрослых. К «Эстафете добрых дел» присоединились дети из разных уголков России. К проекту «А если умножить добро» присоединились учащиеся из других школ г. Москвы, ребята из школы № 65 г. Екатеринбурга, лицея № 5 г. Уфы, Санкт-Петербурга, Сочи, УВК № 1 г. Донецка (Украина). Проект активно поддержала команда КВН «Уральские пельмени». За время существования проекта о нем узнали не только в России, но и за рубежом. И в этом помогает символ проекта – игрушечный мишка.
В составе правозащитной организации «Фронтлайн» мишка участвовал в велопробеге по городам Ирландии. Также он побывал в Женеве и участвовал в 49 сессии ООН против пыток. Мишка побывал в Амстердаме (Нидерланды) на Детском Евровидении вместе с молодым начинающим репортером Иваном Смидовичем, а возвращался с победительницей конкурса – Анастасией Петрик (Украина). Мишка был в Женеве (Швейцария), где участвовал в награждении международной премией правозащитного движения – премии Мартина Энналса, в составе группы российских правозащитников СМГ (Сводная мобильная группа).
Деятельность Анастасии и ее соратников была высоко оценена Всероссийской общественно-государственной инициативой «Горячее сердце». Всероссийская общественно-государственная инициатива «Горячее сердце» - это рассказ об уникальных человеческих историях и судьбах, примерах преодоления себя и сложных жизненных ситуаций, примерах бескорыстной помощи, примерах доброты и неравнодушия. Фомина Анастасия стала обладателем почетного нагрудного знака «Горячее сердце».
Социальный проект «А если умножить добро» живет и развивается, к нему присоединяются все новые и новые участники, под эгидой проекта проходят новые акции и помощь приходит туда, где ее очень ждут.
Работа над проектом показала, что одним маленьким примером неравнодушия, желания помогать, проявлять свою социальную активность, можно достичь больших результатов. Что, демонстрируя окружающим свою активную жизненную позицию, мы тем самым даем многим ориентир, направление пути. И что наиболее ценно и важно, мы приобщаем наших детей к ценностям добра, милосердия, веры, развиваем их духовно и нравственно.

Список литературы
1. Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999.- №4 - С.78-80
2. Божович Л.И. Личность и формирование в детском возрасте/Л.И.Божович - СПб: Питер, 2008.- 400с.
3. Мухина В.С. Возрастная психология. феноменология развития /В.С. Мухина – М.: Академия, 2006. – 608 с.
4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова – М.: ИТИ Технологии, 2008. – 944 с.
5. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения/ В.А.Сухомлинский - М: Просвещение,1980.- 258 с.





Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments